top of page
Alex Mirsky

Мой Йом Кипур


Вчера вечером начался Йом Кипур, самый священный день нашего Еврейского календаря. Наши дети пригласили нас пойти с ними в их синагогу, слушать Кол Нидрей. Не скрою, мое сердце переполнилось счастьем. Так много лет они следовали за нами в синагогу, причем не всегда с большой охотой, и вот пришло время, когда они уже идут впереди, а мы следуем за ними, и это значит, что жизнь проходит не зря. Я слышал звуки заветной мелодии, чудом объединившей в себе мольбу за все обеты завещанные нам, и смотрел на наших детей и внуков, сидящих рядом с нами. Я был счастлив. Это счастливое чувство со мной и сегодня. Мы дома. Мир технологий дал нам возможность присоединиться к евреям всего света и одновременно наблюдать за службой во многих синагогах нашей страны. Мы начали так делать во время пандемии, и это перешло для нас в традицию.

Я не знаю, как выглядит наш Бог. Я не знаю, где он сейчас и что он делает. Но я верю, что он есть. Он есть, потому что он живет в моем сознании, помогая мне разобраться и понять, что такое хорошо, а что нет. Это моя мораль, это моя вера. Та же самая, что была у моих родителей, бабушек, дедушек и так далее, от самого начала нашего времени. Они знали и верили, что Бог есть, и я продолжаю их веру, хотя бы потому, что без этой веры жизнь наша теряет смысл и превращается в непонятно зачем промелькнувший миг времени. Мои прародители оставили мне священное писание, написанное на непонятном мне языке моих предков. Сегодня я читаю его в переводе на те языки, которые я хорошо знаю, веря в то, что переводчики смысла не исказили. Я слушаю мелодии молитвы, думая, что понимаю их смысл и значение, и это мое чувство глубоко персонально. Я читаю это священное писание и множество комментариев к нему всю мою сознательную жизнь и знаю о заповедях, которых намного больше, чем 10. Написано, что их всего 613. Всех не запомнить никому. Но чем больше я читаю это, тем больше понимаю, что вся эта кажущаяся путаница приводит к очень простому выводу. В мире есть добро и зло, присутствующее во всем и всегда. И мы, в каждый момент жизни, должны понять, что сделать, чтобы остаться на той стороне морали, которая называется добром. В этом для меня весь смысл Торы нашей. В нашем еврейском календаре, который запутан не меньше других наших традиций, есть один, специально выделенный день, в который мы должны отвлечься от суеты жизни и поразмыслить о том, на какой стороне нашего морального компаса мы находимся и выбрать правильный путь на целый год вперед. Этот день не спроста задуман через 10 дней от празднования начала следующего года нашего календаря, который аккуратно отсчитывает дни и годы жизни на земле от создания сознательного человека, вот уже 5784 раз. Это день, к которому нужно подготовиться и провести его глубоко персонально, с Богом наедине и только для себя самого. И все остальное не важно. Это то, как я понимаю наш Йом Кипур. Вчера, когда мы ехали в синагогу, вдруг испортилась погода. Стало до страшного темно и по радио зазвучала сирена. Передавали, что идет шторм с ураганным ветром и градом. Вокруг засверкали молнии, а над нами ни капли дождя. Это продолжалось и ночью после службы в синагоге, когда мы возвращались домой. Буря обошла нас стороной. Мы благодарны нашей удаче. Синагога у наших детей не большая. Обычное помещение не может вместить всех желающих на праздники. Совет синагоги договорился с лютеранской церковью, что неподалеку, арендовать их помещение на эти специальные дни. Все было организовано и оформлено замечательно, и если бы не изображение креста сзади за бимой, можно было подумать, что это помещение настоящей синагоги. Но такова наша жизнь, мы не живем уединенно. Мы живем среди других людей с другими символами и атрибутами веры. Мы живем вместе с ними. Мы рады тому, что они готовы нам помочь и отвечаем им взаимностью. Они тоже переживают свое добро и зло, так же как и мы переживаем свое. У них свои пути отношения к создателю, у нас свои, но мы живем и работаем вместе.

А когда зазвучали звуки Кол Нидрей, все происходящее вокруг стало уходить на второй план, растворяясь во времени. И лютеранский крест, спрятанный за бимой, растворился и исчез, и остались только я и моя семья, сидящая рядом со мной на одной скамейке, летящая шагаловской голубой лошадкой над старым городом. И все остальное стало совсем, совсем не важно. И это был Йом Кипур.

Конечно же наш мир не идеален. Мы натыкаемся на зло и обман повсеместно. Но какое это имеет отношение ко дню Йом Кипур? Никакого. Потому, что для меня это очень персональный день, моего собственного самосознания. А все остальное ничего не значит. Есть к сожалению много злых и нечестных евреев среди нас. Но какое это имеет отношение ко дню Йом Кипур? Никакого. Потому, что это мой персональный день. Он обо мне и не о ком другом. И все остальное в этот день ничего не значит. Тора не учит нас делить людей по национальностям, по цвету, по классам, по богатству. Тора учит нас делить людей на добрых и злых, по отношению к нашему глубоко персональному моральному компасу. Это самое главное. Это очень просто. И все остальное, мишура. В день Йом Кипур, это все не о других. Это обо мне. Это для меня. 10 дней назад, в наш Новый год, мы по традиции попросили создателя взять нас на следующий виток нашей жизни, свято веря, что это произойдет. Мы знаем это благодаря той вере, которая живет в нас, той вере, по велению которой мы берём для себя персональный день, чтобы взглянуть на себя со стороны и продолжать свою жизнь, как и раньше, только немножко лучше и добрее. А все остальное никакого значения не имеет. AlexM

8 views0 comments

Recent Posts

See All

Comments

Rated 0 out of 5 stars.
No ratings yet

Add a rating
bottom of page